12 января 2022 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Православие в Африке. Проблемы и перспективы» выступил кандидат богословия, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви иерей Георгий Максимов.
Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Предваряя выступление, докладчик отметил, что принятому в конце 2021 года синодальному решению о принятии под омофор Московского Патриархата 102 клириков Александрийского Патриархата из восьми стран Африки и об образовании Патриаршего экзархата Африки логически предшествует синодальное решение 2019 года о разрыве общения с Александрийским Патриархатом после его вступления в полное каноническое единство с украинскими раскольниками. Иерей Георгий Максимов призвал расценивать эти синодальные решения как восстановление канонического присутствия Русской Православной Церкви на африканском континенте, ставшие ответом на просьбы клириков Александрийской Церкви, желающих оградить себя и свою паству общения с расколом, в которой вступила их иерархия. «Внимание множества людей по всему миру привлекло решение декабря 2021 года, хотя самое главное решение было принято еще два года назад ‑ в декабре 2019 года, когда была восстановлена юрисдикция Русской Православной Церкви в Африке», — полагает священник.
«До ХХ века Александрийский Патриархат не претендовал на весь африканский континент как на свою каноническую территорию, это произошло уже около 1930 года, когда престол Александрийского Патриархата занимал Патриарх Мелетий (Метаксакис). Он добавил к своему титулу слова «Патриарх всея Африки» и стал претендовать на распространение юрисдикции своей Церкви на весь африканский континент. До этого традиционно принятой в Православии канонической территорией Александрийской Церкви считалась территория Египта, Ливии и Эфиопии. Между тем, еще до того момента как Патриарх Мелетий провозгласил притязание на все весь Африканский континент, в ряде африканских стран существовали приходы Русской Православной Церкви: в 1920 году был освящен и начал действовать храм святителя Павла исповедника в городе Бизерта (Тунис), в 1922 году — Воскресенский приход городе Тунис и русский православный приход в Алжире, в 1927 году были созданы русские православные приходы в Рабате и Касабланке (Марокко), в 1914 году был открыт православный приход в Египте. Юрисдикция Русской Православной Церкви в Африке – не есть нечто принципиально небывалое. Уже после Второй мировой войны было достигнуто соглашение о том, что клирики Русской Церкви стали поминать Александрийского Патриарха. Поэтому юрисдикции Русской Церкви в Африке уже более ста лет», — подчеркнул отец Георгий Максимов.
«В 2019 году многие проживавшие в Африке православные, приехавшие из России, оказались на распутье: до печально известных событий они посещали храмы Александрийского Патриархата и, вместе с тем, продолжая участвовать в церковной жизни, для них было принципиальным нежелание находиться в общении с украинскими раскольниками. То же самое произошло с нашими клириками, которых Русская Церковь направила служить на приходы в северной в южной Африке: они оказались в странном положении, когда при нежелании входить в общение с раскольниками сложившаяся ситуация навязывала им это обстоятельство. Наша Церковь в течение долгого периода надеялась на то, что Александрийская Церковь исправит совершенную чудовищную ошибку, однако со стороны последней последовала дальнейшая эскалация. В этих условиях Русской Православной Церкви ничего не оставалось, кроме того, как предпринять шаги по обеспечению возможности для православных христиан на африканском континенте продолжать церковную жизнь без отпадения в раскол. Поскольку речь идет о тысячах людей во многих странах, Русская Церковь столкнулась с необходимостью создания эффективной церковной структуры, поэтому решение о создании Африканского экзархата весьма логично», — считает священник.
Докладчик отметил, что в решении Священного Синода заявлено о 102-х клириках подавших прошения о переходе в юрисдикцию Русской Церкви, однако, по его информации, почти половина всех клириков Александрийского Патриархата уже подали прошения о переходе в Русскую Православную Церковь «Из той половины, которая осталась, многие предполагают сделать это позже. Желание перейти в юрисдикцию Московского Патриархата имеют подавляющее большинство клириков Александрийской Церкви», — полагает отец Георгий.
По мнению священника, такое желание сменить юрисдикцию следует искать «в крайне нездоровом, неправильном и ошибочном устроении церковной жизни, которое оформилось при греках в последние десять-двадцать лет». «В последние годы при Патриархе Феодоре негативные тенденции прошлых лет усилились. Это привело к большим проблемам в Александрийской Церкви — крайне низкому авторитету Православия в африканских странах, ко многим нестроениям и неурядицам. Многие александрийские приходы и даже целые благочиния в некоторых странах уходили, не выдержав испытаний или ненормальности того бытия, которое сложилось под руководством греков. Так, со стороны греков существуют проблемы с расизмом: нередко во время публичных выступлений Патриарх Феодор заявлял о том, что «наша задача здесь — это сохранить наследие эллинизма». Как в таких условиях большинство африканской паствы, — а именно она составляет 99 % всей паствы Александрийского Патриархата, — может почувствовать себя своими в Александрийской Церкви? Меня очень удивило, когда я узнал, что подавляющее большинство греческих архиереев Александрийского Патриархата не живет в Африке: они приезжают в Африку пару раз в год ‑ на Рождество и на Пасху. Вся их миссия выглядит как одна большая потемкинская деревня. Мне рассказывали, что греки нередко устраивают раздачу воды, продуктов и т.д., делают общие фотографии, а потом эти фотографии распространяют как доказательство своей великой миссии. И местные жители прекрасно понимают это отношение греков к ним. Все это создало крайне нездоровую обстановку в Александрийской Православной Церкви и подтолкнуло многих ее клириков к тому, чтобы сменить свою юрисдикцию», — считает священник.
Отец Георгий прокомментировал отношение клира и паствы Африки к единоличному решению Патриарха Феодора войти в общение с украинскими раскольниками. «Это стало неожиданностью даже для многих епископов. Против воли православных, не посоветовавшись с ними, даже не посоветовавшись с их епископами, — а я общался и с епископами-африканцами, — их ввергли в конфликт, которого они не желали. В 2019 году клириками Александрийского Патриархата было подписано письмо с выражением несогласия с этим решением Патриарха Феодора. Это было крайне корректное, деликатное письмо с надеждой на то, что принятое решение будет изменено. То есть, была надежда не просто воспользоваться этой ситуацией, чтобы убежать от греков, а в первую очередь, сохранить каноничность Александрийской Церкви. Однако Александрийский Патриархат пошел по ошибочному пути», — полагает докладчик.
Священник поделился своим видением положения и перспектив Православия в Африке, которые сложились у него в результате многолетних миссионерских трудов на африканском континенте. «Могу сказать, что во многих странах Африки Православие при греках угасало: не было того взрывного успеха православной миссии, о котором мы привыкли думать, читая публикации в греческих или американских средствах массовой информации. На мой взгляд, приход Русской Православной Церкви в Африку — это возможность для спасения африканского Православия в целом. Однако решение этой задачи потребует колоссальных усилий, больших средств и времени для того, чтобы помочь наладить нормальную церковную жизнь, катехизацию, издание книг, научение вере и богослужению, добиться роста общин. Отрадно, что у владыки экзарха есть понимание объема этой огромной работы и необходимых шагов по ее осуществлению», — заметил отец Георгий.
«Сегодня внимание множества людей по всему миру приковано к тем шагам, которые Русская Церковь будет делать на африканском континенте. У этого решения есть немало противников, и я уверен, что последует критика. Полагаю, к этому нужно быть готовым. Мне кажется, что необходимо запастись терпением, понимая то, что исправление всех тех изъянов, которые сложились в церковной реальности африканского Православия под руководством греков и создание здоровой церковной административной и образовательной структуры — дело не одного дня и даже не одного года. Верю, что нам удастся помочь всем тем, кто хочет быть укорененным в Православии в африканских странах. И, конечно, это открывает дополнительные возможности не только для клириков и прихожан Александрийского Патриархата, но и для африканцев из разных неканонических юрисдикций. Дай Бог, чтобы у митрополита Леонида нашлось достаточное количество тружеников для этого огромного дела», — заключил иерей Георгий Максимов.
Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой.
Руководитель лектория «Крапивенский 4» – первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00.