Основы церковного учения о семье и воспитании детей: традиции и современность - Экзархат Африки
RUS | ENG | FRA | SWA | DEU | عرب | Ελλ | PT

Основы церковного учения о семье и воспитании детей: традиции и современность

27 июля 2023 года Патриарший Экзарх Африки митрополит Клинский Леонид выступил с докладом «Основы церковного учения о семье и воспитании детей: традиции и современность» на сессии «Сотрудничество в сфере защиты прав детей: направления развития и формы взаимодействия», организованной в рамках Второго саммита Россия — Африка.

Дорогие братья и сестры!

Господь наш Иисус Христос говорит: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Он также предрекает незавидную участь тем, кто сеет соблазны и несет гибель неокрепшим детским душам: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).

Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости христианского брака.

Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — восклицает Псалмопевец (Пс. 126:3). «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях — больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены», — наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», — гласит пятая заповедь Закона Моисея (Исх. 20:12).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье как в школе благочестия формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и Отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества.

Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и социальную жизнь, Церковь одновременно видит важнейший свой долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключило бы трагедию брошенного ребенка.

Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества. В книгах, фильмах и другой видеопродукции, в средствах массовой информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такое представление о половых отношениях, которое крайне унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нем нет места для понятий целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться с распространением этого диавольского соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает основы общества.

Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о телесной природе человека, Церковь не может поддержать те программы «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте.

С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Церковь также неизменно считает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

В последние десятилетия страны, некогда позиционировавшие себя как христианские, пытаются навязать всему миру систему ценностей, идущих вразрез не только с евангельским учением, но противоречащих общечеловеческим моральным постулатам и здравому смыслу. Однако, для каждого верующего человека очевидно, что заповеданные Богом нравственные идеалы являются незыблемым основанием жизни и благополучного развития каждой личности и общества в целом, и не подлежат пересмотру в угоду тем или иным политическим силам и настроениям. Сохранение и утверждение норм традиционной морали является залогом жизнеспособности и будущего всей человеческой цивилизации.

Используя механизмы межконфессионального, межрелигиозного, церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия и сознавая исключительную важность совместного свидетельства в этом направлении, мы призваны консолидированно отстаивать традиционные нравственные ценности всеми доступными средствами и нравственно оправданными способами.

В завершение отмечу, что с момента своего образования в декабре 2021 года Патриарший Экзархат Африки несет попечение о сиротских приютах к Кении: приютах в честь святого апостола Петра в Ригене и святителя Афанасия Великого в Ньябигеге.

Окормляют их наших священники отец Феодор Оуру и отец Геормоген Отара. К сожалению, когда мы пришли в Африку, то столкнулись с серьезным упадком в плане коммунальной и хозяйственной инфраструктуры, элементарных условий жизни людей. К примеру, в упомянутых приютах не было даже водопровода и электричества. Естественно, мы это исправили и по сей день прилагаем все усилия, оказываем помощь, строим, оборудуем, совершенствуем, приобретаем птицу и скот для хозяйственных дворов приютов. Но работы еще очень много.

Выражаю уверенность, что основные идеи и тезисы, высказанные на нынешнем форуме, будут услышаны обществом и найдут отражение в государственной политике, просветительной и социальной деятельности, а также в дальнейшем церковно-государственном сотрудничестве.

Желаю вам всеукрепляющей помощи Божией, плодотворной работы и успехов в благородном и востребованном сегодня деле защиты прав детей!

Патриарший Экзархат Африки

Поделиться:

Все материалы с ключевыми словами

- -