В интервью порталу Богослов.ru архиепископ Южного Омо Абуна Филипос, ректор Свято-Троицкой богословской академии в Аддис-Абебе, рассказал о богословском образовании в Эфиопии, миссии среди молодежи и о том, чего больше всего не хватает сегодня Эфиопской Церкви.
— Ваше Преосвященство, Вы являетесь ректором Свято-Троицкой богословской академии в Аддис-Абебе. Расскажите, пожалуйста, об образовательном процессе в академии: сколько в ней факультетов и сколько обучается студентов?
— Сначала я хотел бы сказать спасибо за приглашение на интервью. А еще что здесь, в России, я очень радуюсь снегу и наслаждаюсь прохладной погодой, которая держится на протяжении моего трехдневного визита.
Что же касается Свято-Троицкой академии, скажу, что все время своего существования (с 1942 года — прим. ред.) она имела статус колледжа, но несколько лет назад решением Священного Синода получила статус университета. На сегодняшний день в университете функционируют три факультета: фундаментального богословия, практического богословия и церковной истории. Помимо этого мы имеем несколько колледжей и школ в своем подчинении. В университете учатся 2300 студентов: священников, диаконов и монахов. На дистанционном обучении у нас находится 1000 студентов, еще около 500 обучаются только по выходным (суббота и воскресенье). Есть и годичные курсы, которые каждый год проходят от 600 до 1000 студентов.
Университет находится в самом центре столицы — Аддис-Абебы. Мы планируем расширить территорию, открыв еще одно общежитие, но уже не в городе.
— Могли бы Вы назвать основные дисциплины, изучаемые на факультетах Свято-Троицкой академии?
— Например, на факультете фундаментального богословия мы фокусируемся на учении Церкви, главным образом на Священном Писании, и догматическом богословии. На факультете практического богословия рассматриваются проблемы этики и нравственности, пастырское богословие. На факультете истории изучают всемирную историю, историю Эфиопии, историю Церкви, традиционный эфиопский язык, который используется в богослужении, филологические дисциплины.
— Известно, что в Эфиопской Ортодоксальной Церкви многочисленный клир. Необходимо ли иметь специальное образование для того, чтобы стать священником?
— Да, для каждой степени, будь то священник, диакон или монах, есть свои требования. Если кто-либо желает быть диаконом, прежде всего он должен подходить по возрасту. В нашей Церкви невозможно рукоположение лица младше 25 лет. Кандидат должен посещать традиционную (приходскую — прим. пер.) школу, потому что это основа для образования в колледжах и университетах. При каждой церкви существует традиционная школа, где учат чтению и письму, а также литургике, необходимой для диаконского служения.
Дальнейшее обучение позволяет человеку стать священником. В Эфиопской Церкви прийти к священнической хиротонии можно двумя путями. Первый путь — когда диакон женится по закону и христианским правилам и принимает священническую хиротонию. Второй — когда диакон становится монахом.
— Какие качества, на Ваш взгляд, являются главными для человека, желающего стать священником?
— Для священника крайне важно иметь высокий уровень нравственности и духовности, так как духовность без нравственности, а нравственность без духовности мертвы. Кроме того, важно образование, умение читать и писать, хорошее знание церковных дисциплин — литургики, Священного Писания и его толкований.
Когда человек изъявляет желание быть священником, епископ испытывает его знания, нравственность и веру. Для этого необходимо несколько свидетелей, например прихожан, которые могут подтвердить, что кандидат ведет достойную жизнь, что он известен как вежливый, образованный человек, служащий в церкви.
— Какие богословские темы наиболее актуальны сегодня, с Вашей точки зрения?
— Думаю, вопросы этики и духовности в христианском мире. Еще одной важной темой для нас является мариология, потому что Божия Матерь — источник жизни, без Нее никто бы не имел спасения. Вот как мы понимаем спасение: именно через Божию Матерь явился миру Иисус, без Нее бы ничего не было. Поэтому Мария — это лестница к Иисусу, лестница к Святой Троице, лестница к Царству Небесному. Это очень важная и любимая богословская тема в Эфиопской Церкви.
— Вопрос православной миссии в мире всегда на повестке. Проповедь христианства среди молодежи — одна из самых острых проблем сегодня. Расскажите о миссии среди молодежи в Эфиопской Церкви. Есть ли у вас особый подход к миссионерству в молодежной среде?
— Особый подход заключается в том, что мы стараемся, чтобы человек с детства участвовал в жизни воскресных приходских школ. Но самое главное, что приводит молодое поколение в Церковь — регулярные церковные торжества, которые всегда собирают множество детей и молодежи в храмах. Там они слышат церковную проповедь, жития святых, общаются между собой. Все это может длиться до 5 часов. После таких праздников многие молодые люди отправляются в паломничества в разные монастыри. Особенно широко мы отмечаем праздник Святого Креста 27 сентября, Богоявление, а праздники в честь Рождества и Пасхи — время, когда все собираются вместе, время, которое объединяет приходы. На Страстной седмице храмы полны народа. Даже маленькие дети — двухлетние, трехлетние, пятилетние — находятся в храме вместе с родителями. В это время мы имеем особую возможность для церковной проповеди. Также мы развиваем проповедь в онлайн-пространстве, особенно в западных странах.
— Нам стало известно, что недавно в Вашей епархии было крещено многочисленное племя. Не могли бы Вы рассказать об этом?
— Да, действительно, недавно мы крестили племя дасанеч (народ Эфиопии, проживающий на юго-западе страны, в долине реки Омо. На конец 90-х численность народа дасанеч составляла 30 тысяч человек — прим. ред.). За неделю мы крестили 1183 человека и продолжаем проповедь там. За последние пять лет мы крестили 115 000 человек, привели их в Церковь, и они стали детьми Божиими.
— Русская Православная Церковь крайне озабочена положением христиан в разных странах. Существует ли в целом какая-либо агрессия по отношению к христианам в Эфиопии?
— Преследования и прессинг в отношении христиан по всему миру — очень чувствительная тема. Христиане составляют большинство в Эфиопии, однако, несмотря на это, имеют место акты притеснения этого большинства меньшинством. Люди страдают за имя Иисуса Христа.
— Существует ли какое-либо взаимодействие между разными христианскими деноминациями в деле христианского свидетельства, социального служения, гуманитарной помощи и так далее?
— Мы сотрудничаем в сфере гуманитарного и социального служения, но в деле проповеди мы ни с кем не взаимодействуем. Более того, мы даже не приветствуем деятельность Всемирного совета церквей, потому что чувствуем принуждение с их стороны. Они сильно влияют на молодое поколение.
— Известно, что около 30% населения Эфиопии — мусульмане. Каковы ваши отношения с ними?
— Мы взаимодействуем в основном в социальной сфере. На данный момент у нас установились хорошие отношения. Некоторые фанатики поджигают церкви, убивают священников и других служителей. Но мы знаем, что это дело рук мусульман-фундаменталистов.
— В чем, на Ваш взгляд, Эфиопская Ортодоксальная Церковь сейчас нуждается больше всего?
— Больше всего сегодня мы нуждаемся в единстве и согласии — как внутри нашей Церкви, так и с остальным православным миром.
Беседовал Артем Бычков специально для портала Богослов.ru
Фото: Александр Карасев