Формирование единого идейно-ценностного пространства Россия — Африка на основе общих подходов к справедливому мироустройству и исторической дружбы, проверенной временем - Экзархат Африки
RUS | ENG | FRA | SWA | DEU | عرب | Ελλ | PT

Формирование единого идейно-ценностного пространства Россия — Африка на основе общих подходов к справедливому мироустройству и исторической дружбы, проверенной временем

28 июля 2023 года на площадке Экономического и гуманитарного форума Россия — Африка в рамках Второго саммита Россия — Африка в Санкт-Петербурге состоялась панельная сессия Патриаршего Экзархата Африки «Религиозная компонента развития африканских государств в динамично меняющемся мире».

С докладом «Формирование единого идейно-ценностного пространства Россия — Африка на основе общих подходов к справедливому мироустройству и исторической дружбы, проверенной временем» выступила ведущая телеканала «Спас», член Совета по внешней и оборонной политике Анна Шафран.

Сегодня мы находимся в процессе цивилизационного перехода, который сопровождается неизбежными катаклизмами и конфликтами. Надо понимать, что это неотъемлемая часть перехода, который ведет к нашему общему преображению. Я в этом глубоко убеждена.

Объясню, почему. Историческая правда говорит нам о том, что наша цивилизация проходила уже не раз через разного рода пертурбации. И мы понимаем, что за последнее тридцатилетие наша страна достигла того момента, когда если бы мы продолжили двигаться по инерции в навязанной нам извне парадигме, мы бы уже утратили себя, свою субъектность, цивилизацию по имени Россия.

И, конечно же, мы понимаем, что у нас есть очень много общего с теми здоровыми силами в мире, с которыми мы сегодня должны укреплять наше сотрудничество. В этом смысле площадка саммита Россия — Африка является одним из основополагающих инструментов, с помощью которых мы должны продвигать наши общие ценности.

Сейчас мы находимся также в процессе борьбы двух ценностных систем. И наступает время для того, чтобы мы с вами, наконец-то определились в своем выборе.

Хотелось бы отдельно отметить, что мы никогда не рассматривали Африку как источник доходов, не вели колонизаторскую политику на африканском континенте. Африка всегда была для нас полновесным, равным партнером. Мы всегда поддерживали и будем поддерживать стремление каждого государства ориентироваться на собственные национальные интересы, собственные национальные этнокультурные особенности.

И в этом смысле, конечно же, мы продолжаем линию, начатую некогда Советским Союзом, который внес решающий вклад в деколонизацию африканского континента.

Мы хотим напомнить в этом контексте, что мы — не Запад. Мы не торгуем дружбой. Мы совершенно на других основаниях выстраиваем наши международные отношения.

Мы не хотим, по примеру наших западных соседей, заново колонизировать африканские и любые другие страны под видом экономического сотрудничества на капиталистических принципах. Это не в наших интересах. Наш Президент еще в своей мюнхенской речи 2007 года сказал, что мы вышли на путь созидания многополярного мира, который должен выстраиваться на взаимовыгодных уважительных основаниях.

Нас объединяет историческое стремление к справедливости и независимости. И мы хотим пройти свой собственный уникальный путь развития. Мы должны в этом поддерживать друг друга, помогать друг другу. У нас есть широкие возможности для того, чтобы это осуществить.

Мы понимаем также, что христианство дает нам фундамент для выстраивания справедливого мироустройства с акцентом на равноправное сотрудничество и взаимное уважение.

И, конечно же, готовность России пойти на расширение Совета Безопасности ООН при условии репрезентативности представительства народов и регионов мира и прежде всего Африки — о чем отдельно хотелось бы сказать — конечно же, явственно свидетельствует о конструктивном настрое России и руке дружбы африканскому континенту.

Конечно, мы можем по-разному рассматривать целый ряд основополагающих вопросов, как военно-политического, так и экономического характера. И это нормально. Потому что мы понимаем — мир сегодня находится в турбулентности, мир делится на регионы, в каждом из которых выявляются сейчас и формируются собственные лидеры. И если мы говорим об африканском континенте, то этот процесс здесь очень серьезно виден. Ощущается, обретение большей субъектности, и народ России это горячо приветствует.

Какие точки соприкосновения у нас есть и могут быть? Конечно, прежде всего, хотелось бы сказать о гуманитарной сфере. Объединение вокруг общечеловеческих ценностей. В их правильном понимании — и как мы сегодня продолжаем их понимать, и как, мы настаиваем, мы должны их понимать. Несмотря на то, что Запад отказался от них.

Что это за ценности — давайте еще раз себе напомним. Это право на жизнь, на достоинство человека, на реализацию родительских прав. Это право воспитывать детей в своих национальных, культурных, религиозных традициях. Именно то, чего сегодня совершенно не наблюдается, если говорить о наших западных соседях. Выхолощенная западная система пытается лишить весь мир этих основополагающих прав.

И в этой связи мы можем и должны совместными усилиями показать, вокруг каких ценностей мы объединяемся.

Давайте обозначим, что нам не нравится на Западе. Это пропаганда ЛГБТ, изъятие детей из семей, противопоставление прав ребенка и прав родителей. Нам не нравится моральное насилие над нашими детьми в части пропаганды смены пола. Растление детей и их передача в грязные руки секс-просвета. Это тема, которая активно двигается, в частности, через серьезные крупные международные институты. И даже через отдельные комитеты и комиссии ООН — о чем мы также должны говорить.

Есть абсолютно вопиющие случаи. Свежий пример, когда, например, в Германии в детском саду организуется специальная детская комната для получения удовольствия, в которую приглашаются мальчики и девочки. Дальше мы не будем на этой площадке обсуждать, что им предлагается там делать. Это недопустимые вещи, которые нам вменяется понимать как нормальность.

Еще раз. Мы должны зафиксировать для себя, что это безумие, которое нам пытаются представить как нормальность. И мы, безусловно, согласиться с такой позицией не можем.

В этом контексте хотелось бы вспомнить слова преподобного Антония Великого, который сказал: «наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут — ты болен, потому что не такой, как мы». Ровно это мы наблюдаем сегодня — мы наблюдаем сегодня процесс, когда абсолютное меньшинство пытается представить безумцами целые страны и континенты. Исключительно лишь потому, что эти страны и континенты продолжают стоять на здоровых основаниях и на общечеловеческих ценностях.

Вообще, мы должны отдельно сказать, что политические ярлыки — недопустимы в международной идеологии. И сегодня ровно этим занимаются наши прямые оппоненты и тот самый коллективный Запад — навешиванием ярлыков.

И здесь хочется вспомнить фразу нашего министра иностранных дел Сергея Лаврова, который отдельно говорил на площадке ООН о том, что Запад сегодня себе пытается присвоить роль морального камертона. Однако, мы должны понимать, что Запад является в мировом пространстве абсолютным меньшинством, в тот момент, когда большинство исповедует здоровые начала. И мы должны сегодня начать последовательную работу, в том числе и в законодательном поле, с тем, чтобы закрепить эти здоровые начала и не дать развернуть нашу машину в иную сторону. Мы должны противопоставить их больной картине свою здоровую.

Хотелось бы сказать о том, что мы не только должны высказываться против, но и предлагать позитивную повестку. И в этом контексте я хочу упомянуть об очень важной инициативе Русской Православной Церкви, которую поддержал Святейший Патриарх Кирилл, — это конвенция «О правах и защите семьи», которую хотелось бы принять на международном уровне в сотрудничестве с теми государствами, которые исповедуют традиционные духовно-нравственные ценности.

На сегодняшний момент уже есть текст этой Конвенции, но он, безусловно, требует доработки. Именно на полях саммита Россия — Африка, как мне кажется, надо поднимать этот вопрос с тем, чтобы как можно больше стран было вовлечено в этот процесс. Процесс подготовки документа в понимании общечеловеческих традиционных семейных ценностей.

Здесь отдельно хочется, владыка, Вас поблагодарить за то, что Вы собрали эту пленарную сессию, эту площадку, потому что, может быть, и по следам нашей сегодняшней беседы и встречи можно было бы сделать следующее — возможно, в этом есть смысл.

Существует документ этой самой Конвенции, о которой я уже сказала, международной конвенции «О защите семьи», разработанный экспертами Патриаршей комиссии по семье, защите материнства и детства совместно с экспертами МИД РФ. Эта работа уже ведется на протяжении полутора лет, как минимум. Эта инициатива была, в частности, озвучена на Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике в присутствии министра иностранных дел Сергея Лаврова — он поддержал эту инициативу.

Мы могли бы, как мне кажется, разослать текст этого документа, продолжить эту дискуссию уже в более рабочей плоскости, наметив ряд встреч с представителями африканских государств. Хотя бы на уровне народной дипломатии, общественных и религиозных организаций и миссий мы могли бы продолжить эту работу по двум направлениям: как, в принципе, постановка вопроса на повестку дня, так и уже непосредственно работа по разработке текста документа.

И было бы, конечно, приятно, если бы к этой дискуссии присоединились представители посольств с тем, чтобы укрепить и ускорить этот процесс. Мне кажется, это было бы очень серьезным моментом работы.

Что касается международных институтов, которые утратили доверие стран Азии, Африки, Ближнего Востока, то здесь, наверное, мы должны отметить два пути. По-прежнему, конечно, мы должны и обязаны оказывать влияние на ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие институты. Но и точно также, мне кажется, должна быть продолжена работа в БРИКС, ШОС, хотя бы на уровне дискуссий, мы должны поднимать различные вопросы на альтернативных площадках, которые сегодня, мы видим, набирают обороты.

И в завершении. Мы с вами понимаем, дорогие друзья, что мы победим. Почему — потому что с нами Бог и Истина с нами. А если наш союзник Господь Бог — то кто же против нас? Ответ очевиден.

Патриарший Экзархат Африки

Поделиться:

Все материалы с ключевыми словами