28 июля 2023 года на площадке Экономического и гуманитарного форума Россия — Африка в рамках Второго саммита Россия — Африка в Санкт-Петербурге состоялась панельная сессия Патриаршего Экзархата Африки «Религиозная компонента развития африканских государств в динамично меняющемся мире».
С докладом выступил глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов.
Уважаемые участники, Ваше Высокопреосвященство, достопочтенные братья и сестры! Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Прежде всего, хотел бы — от имени Духовного собрания мусульман России и российских мусульман — поблагодарить организаторов за приглашение принять участие в работе Гуманитарного форума в рамках Второго саммита Россия — Африка. Сегодня, Северная Пальмира стала сердцем дружбы и наведения мостов между государствами, народами и континентами. В эти дни люди разных стран, культур, языков и религий собираются за одним столом и обсуждают, как сделать наш мир, нашу планету, наш общий дом стабильным, безопасным и процветающим. И как говорил наш пророк «…будьте милосердны тем кто на земле и будет вам милосерден Тот кто на небесах».
Разумеется, столь обстоятельный диалог невозможен без откровенного разговора о нашей духовной жизни, о нашей вере, о нашем стремлении творить добро и созидать, делать мир лучше. Поэтому считаю, что тема нашей сегодняшней встречи — «Религиозная компонента развития африканских государств в динамично меняющемся мире» — востребована как никогда. Межрелигиозному согласию нет и не может быть никакой иной альтернативы. А важность этого согласия очевидна любому человеку, вне зависимости от его религиозных убеждений. Я уверен, что именно наши континенты — Африка и Евразия — с их богатым разнообразием культур и религий, опытом сотрудничества и урегулирования противоречий, держат ключи к установлению стабильности на всей планете. Благодарю организаторов этой встречи за выбор такой актуальной повестки.
Символично, что мы собрались сегодня здесь, в День Ашура. Для мусульман всего мира — это важная религиозная дата. День, когда каждому из нас нужно перечитать страницы древней мудрости, сделать добрые дела родным, близким, детям и уделить время себе, диалогу с собственной душой, очистив ее от сомнений и тревог. Это особенно важно сейчас, когда мир стремительно мчится вперед, а перемены обрушиваются на нас вне зависимости от того хотим мы этого или нет. За последние годы все мы стали свидетелями ряда изменений планетарного масштаба, которые затронули все слои населения и все религии. Не побоюсь сказать, что повсеместно идет борьба против Абсолютного Зла, Иблиса и его преспешников, за построение справедливого, подлинно многополярного миропорядка, где у всех сообществ будет возможность процветать и жить в гармонии, без диктата и подчинения. «О люди! Мы создали вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Воистину, самым почтенным из вас у Аллаха является самый богобоязненный из вас. Воистину, Аллах — Всеведущий, Всеосведомленный» (Коран, 49:13). Эти слова из Корана подчеркивают, что в исламе нет места для ненависти или дискриминации на основе расы или этнической принадлежности. Сегодня традиционные авраамические религии столкнулись с беспрецедентным уровнем угроз. Разрушая традиционные ценности Иблис (галэйхи лягнэ) пытается развратить, превратить в животное стадо и затем уничтожить всех людей, истребить род человеческий. И наша общая задача — сплотившись дать ему отпор!
Сегодня мусульманская община составляет четверть населения мира — 1,9 миллиарда человек. Мусульмане проживают в каждом регионе, от Индонезии, где их число превышает 230 миллионов, до Соединенных Штатов, где наши единоверцы составляют всего около 1% от общего населения (3,5 миллиона). Мы живем в разных условиях: некоторые из нас находятся в благополучных сообществах, в то время как другие сталкиваются с невероятными трудностями. Но вне зависимости от обстоятельств, мы все остаемся частью одной большой семьи, объединенной нашей верой в Аллаха и следованием учениям Пророка Мухаммада, мир ему.
Позвольте мне довести наше видение ситуации в Африке. Как известно, этот континент сегодня насчитывает более 1,3 миллиарда жителей, и, как ожидается, это число удвоится к 2050 году. Африка — это огромный континент площадью свыше 30 млн кв. км, не считая Сахары, где проживают представители множества различных культур, религий и вероучений. Вопреки имеющимся различиям, в Африке присутствует единство, которое проявляется в общих ценностях, идентичности и историческом наследии. Это создает особую связь между нашими континентами. Африканский континент имеет огромное значение для Аль-умма аль-исламия, и его роль сложно переоценить. Сегодня Африка является вторым по численности мусульман континентом после Азии. Северная Африка при этом — это одна из старейших исторических областей исламского мира, в то время как Тропическая — регион, где ислам распространяется быстрее всего. В начале XX века в этом регионе проживало не более 10 млн мусульман, тогда как сейчас — сотни миллионов. Нельзя забывать, что в Африке расположены значимые центры исламской культуры, такие как Рабат и Фес в Марокко, Сокото в Нигерии, Масина в Мали, а также махдистский центр Одурман в Судане и другие.
Борьба за ресурсы и территории на африканском континенте продолжается на протяжении веков. Прошу Всевышнего простить меня, ведь я не хочу звучать цинично, но ситуация эта, к сожалению, не нова. Еще в раннеколониальный период (XVI — середине XIX в.) западноевропейские колонизаторы стимулировали конфликты между христианами и мусульманами. Как писал известный сенегальский историк-исламовед Ламина Санне, там, где «мусульманские лидеры оказывали сопротивление колониальному проникновению западных империалистов, их усилия подрывались немусульманскими вождями, переходившими на сторону колонизаторов». Есть схожие процессы и в наши дни.
Оппозиционный колонизаторам характер ислама, так же как и арабский национализм, пытались использовать в своих целях во время Первой мировой войны империалисты кайзеровской Германии и их турецкие союзники, а накануне Второй мировой войны итальянские фашисты и немецкие нацисты. Например, в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, Муссолини объявил себя покровителем мусульман: он стремился использовать в целях итальянского фашизма национально-освободительные движения арабов и других мусульманских народов Туниса, Египта, Судана, Чада, а также недовольство эфиопских мусульман господством христианских амхарских землевладельцев в Эфиопии. Оккупировав Эфиопию в 1936 г., фашисты пытались настроить мусульман, которым они предоставили определенные привилегии, против православных христиан, составляющих большинство граждан Эфиопии. Уже в те годы создавались первые «методички» по разжиганию вражды, подогреванию националистических настроений, подстреканию к братоубийственным войнам. Но, несмотря на все эти маневры, ислам продолжал играть ключевую роль в антиколониальной борьбе народов Африки. Он стал средством религиозно-идеологического протеста против «духовной колонизации» народов Африки, навязываемой западноевропейцами.
В последние годы мы стали свидетелями усугубления ряда конфликтов на религиозной основе и углубления межконфессиональных противоречий. Это вызывает глубокую обеспокоенность. Кризисы, которые мы наблюдаем в Судане, Эфиопии, Нигерии, Мали, Центрально-Африканской Республике, Камеруне и других странах, несомненно, имеют глубокие исторические корни. Но становится очевидным, что вмешательство внерегиональных сил усугубляет эти трения, усиливая кризис и приводя к тысячам человеческих жертв. В июне прошлого года ИГИЛ (запрещенная в России организация) посоветовало своим сторонникам, которые ранее не эмигрировали в Ирак и Сирию, стремиться переселиться на «землю своих братьев в Африке, поскольку сегодня это земля хиджры и джихада». В начале мая текущего года они также приветствовали «джихад мусульман в Мозамбике». Другие созданные при участии стран Запада террористические организации, такие как «Боко Харам», «Аль-Каида», под ложными лозунгами «истинного ислама и джихада», ведут войны против пяти государств региона — Нигера, Нигерии, Мали, Кот-д’Ивуара и Буркина-Фасо. Особую тревогу вызывает тот факт, что организованная преступность нередко использует знамя «джихада» для прикрытия своих криминальных интересов, включая торговлю наркотиками, оружием и людьми.
И еще. В 2017 году шейх Арабских Эмиратов Абдуллах ибн Зайед выразил свою тревогу: «Придет день, когда мы увидим, как Европа породит значительное количество радикальных экстремистов и террористов из-за недостатка политической воли, стремления утвердить политическую корректность или уверенности в том, что они знают Ближний Восток, ислам и прочее лучше, чем мы». Сегодня Европа столкнулась с разрушительными последствиями своей собственной неоколониальной политики. Президент Франции Эммануэль Макрон с самого начала предпринял шаги, которые, по его мнению, должны были бороться с «сепаратизмом». Однако на практике это привело к ущемлению прав мусульман, углублению разделения в обществе, многочисленным протестам, столкновениям и, к сожалению, к человеческим жертвам. При этом продолжается стигматизация мусульман, в первую очередь, миролюбивого населения, стремящегося к мирному межконфессиональному сосуществованию, по всему миру. Мы сталкиваемся с повторяющимися попытками приравнивания исламской веры к экстремистской идеологии.
Я убежден, что сегодня для всех наших стран и для всех религий крайне важна работа с молодежью. Это — наше будущее. Мы живем в эпоху невероятных изменений. Распространение информации, технологический прогресс, повышение уровня жизни — все это безусловные блага нашего времени. Однако, мы также сталкиваемся с вызовами, которые эти изменения приносят. Мы видим, как традиционные духовно-нравственные ориентиры, которые были у нас на протяжении веков, подменяются ценностями другого порядка. Это особенно заметно среди молодежи, которая является будущим нашего общества и нашей религии. В среде молодых людей мы видим возобладание устремлений, которые чужды нашим исламским ценностям. Устремления к обогащению любой ценой, готовность пожертвовать интересами семьи и общества в угоду сиюминутных прихотей. Мы как мусульмане должны противостоять этим тенденциям. Наша вера учит нас ценить семью, общество и духовные ценности выше материальных благ. Она учит нас быть справедливыми, милосердными и щедрыми. Политика России в отношении других государств, в т.ч. стран исламского мира, всегда была основана на принципах дружбы. В последнее время, особенно учитывая важность поддержки нового децентрализованного мирового порядка, мы, российские мусульмане, ощутили новый импульс для установления еще более теплых и близких связей с братьями по вере в других частях света.
Взаимоотношения между православными и мусульманами в России исторически сложились дружественными и полными взаимоуважения. В одном городе, на одной улице могут находиться храмы и мечети, звучат колокола и призывы на молитву. Священники и имамы общаются без формальностей. Вся история России пропитана уважением к религиозным традициям, и накопленный веками опыт призывает сохранять и укреплять ценности гражданства, взаимоуважения между народами и религиями. Православие и ислам пришли в Россию на добровольной основе и продолжают идти рука об руку.
В 2022 году на федеральном уровне прошло празднование 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии. Летом мы планируем провести межрелигиозную конференцию, на которой будет обсуждаться актуальная в современных условиях тема сохранения духовно-нравственных человеческих ценностей.
Хочу коснуться и последних изменений 2023 года, а именно — Госдума приняла закон об исламском банкинге. Закон устанавливает, что эксперимент продлится два года с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года в Башкортостане, Татарстане, Чечне и Дагестане.
Мечети и медресе есть во всех регионах России. Несмотря на то, что ислам не является доминирующей российской религией, его распространение никак не сдерживается. Более того, в последнее время заметно укрепилось и взаимодействие религиозных институтов с государственными структурами, результатом чего стало принятие ряда законов, охраняющих права на вероисповедание, защищающие священный Коран, защищающие убеждения и совесть верующих.
Мы поддерживаем и помогаем нашим братьям по вере, чьи республики в последнее время вошли в состав России. Много наших братьев проживает в Крыму. Этнически это крымско-татарская народность. У нас выстроены с ними хорошие братские доверительные отношения. После 1990-х им пришлось очень непросто. Сейчас всей страной активно поддерживаем их. Только за последние 8 лет в Крыму отреставрированы и открыты более 400 мечетей и медресе. Мы видим попытки ряда стран-противников России внести смуту во внутринациональное согласие в нашей стране. В том числе, не остаются незамеченными попытки ожесточить мнение международной общественности в отношении обеспечения прав мусульман. В этой связи, пользуясь случаем, мы не просто отрицаем эти обвинения, а даже хотим пригласить от имени нашего дорого брата, муфтия Крыма Эмирали Аблаева в гости и посетить республику, и воочию убедиться в том, что реально, а что вымысел. Своими глазами увидеть тот прогресс, которого удалось добиться в жизни мусульман полуострова. Также мы готовы делиться и нашим опытом обеспечения согласия в многонациональном обществе — еще раз подчеркну — мы с радостью примем в России всех заинтересованных гостей.
Уважаемые участники конференции! В завершение еще раз высказывая слова благодарности организаторам за столь высокий уровень подготовки нашего форума, хотим напомнить о важности сообща реагировать на исламофобские вызовы и любые формы другой религиозной дискриминации и предложить несколько инициатив:
— Уже с 12 по 15 сентября планируем провести здесь, в Санкт-Петербурге, «Второй Петербургский международный религиозный форум». Считаем, что эта площадка будет способствовать нахождению путей решения сложных проблем, стоящих перед нами всеми.
— В следующем году в России также планируется проведение международного молодежного форума. Предлагаю совместно подумать над созданием формата общения молодых религиозных деятелей наших стран. Готовы предоставить для этого площадку.
Великий африканский богослов Осман дан Фодио говорил: «Согласие — это основа любого общества, и нет ничего более важного для общества, чем согласие и единство».
Уверены, Всевышний поможет нам в этой праведной работе!