Русское Православие в Африке: о том, что делает Экзархат Церкви на Черном континенте - Экзархат Африки
RUS | ENG | FRA | SWA | DEU | عرب | Ελλ | PT

Русское Православие в Африке: о том, что делает Экзархат Церкви на Черном континенте

О том, как развивается Русское Православие в Африке рассказал редакции интернет-издания Readovka председатель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов.

Об Африке нужно говорить не только в контексте истории, но и современности. В статье поднимается нетривиальная роль Русской Православной Церкви в объединении Черного континента, а еще это красочный рассказ живого и умного человека иерея Георгия Максимова. Пока в России держится холодная и мокрая погода мы предлагаем вам окунуться не в историю православной Африки, а в ее современность.

Русское Православие в Африке

Патриарший экзархат Африки Русской Православной Церкви был образован всего три года назад. Что удалось сделать за это время? Двести пятьдесят священников окормляют сотни приходов в тридцати двух странах Африки, 40 африканских семинаристов учатся в русских семинариях, еще 10 готовятся к поступлению, монашеские общины формируются в 3 странах. Есть наши православные учебные заведения в Кении, Танзании и Центральноафриканской Республике, сиротские приюты в Камеруне, Кении и Демократической Республике Конго.

Наши приходы включают не только русских, проживающих в Африке, но и местных жителей, которые выбрали Православие, причем таковых большинство.

Нужно пару слов сказать о предыстории. Вообще, Русское Православие – это не что-то совсем новое для Африки, потому что первые приходы нашей Церкви на Африканском континенте возникли еще в конце XIX века на территории тогдашней Абиссинии. В 1914 году появился приход в Каире (Египет), в 1920-е годы русские первой волны эмиграции создали приходы в современных Марокко, Тунисе, Алжире, и некоторые из них существуют до сего дня. Например, Воскресенскому храму в Рабате более 90 лет. Есть русские приходы, которым по 100 лет.

Александрийская Православная Церковь, руководство которой традиционно составляли греки, находится на севере Африканского континента с самых ранних времен истории христианства. Однако ее каноническая территория, определенная соборами, ограничивалась только Египтом и некоторыми прилегающими районами. Только с 1930 года – уже после появления здесь первых русских приходов – Александрийский Патриархат стал претендовать на всю территорию Африки. Константинопольский Патриарх признал эти притязания только в 2003 году, а общецерковного их признания и вовсе никогда не было. Тем не менее другие поместные Православные Церкви не возражали против желания греков из АПЦ заниматься миссией в Африке, в том числе и Русская Православная Церковь.

До 2019 года отношения между нашими Церквами были очень хорошие, поэтому русские приходы в Африке поминали обоих Патриархов – Александрийского и Московского – и находились в управлении греческих архиереев. Все это было разрушено Александрийским Патриархом Феодором, когда он под давлением американцев решил признать раскольническую «Православную церковь Украины», причем сделал это в нарушение собственных слов, которые до того произносил.

После того как Александрийская Церковь официально вступила в общение с украинскими раскольниками, многие русские, живущие в Африке, как священники, так и прихожане, сказали, что не хотят быть частью этого единства с расколом. Они имели полное право на то, чтобы такую возможность им обеспечили. Поэтому еще в декабре 2019 года было принято решение о том, чтобы эти приходы подчинялись уже непосредственно Русской Православной Церкви. Но затем многие африканские священники и миряне Александрийской Церкви обратились к нам с такими же прошениями. Строго говоря, появление Африканского экзархата – это то, что предложили сами африканцы. Эта идея родилась в Африке, в африканских умах.

На каком основании мы бы отказали им, если мы уже приняли русских, которые живут в Африке? Мы же не можем отказывать просто по цвету кожи – это не аргумент. Если у человека те же самые духовные и канонические основания для того же самого запроса, ответ должен быть тем же. Поэтому в декабре 2021 года Синод нашей Церкви принял решение, что мы и африканских верующих тоже будем принимать. А поскольку их очень много, то возникла необходимость в создании специальной административной единицы, какой и стал Африканский экзархат.

Закончив с предысторией, можно поговорить про современность.

В целом африканцы очень религиозные. Пожалуй, это самая религиозная раса на земле. Среди них меньше атеистов, чем среди других рас. И поэтому их интерес к вере и Церкви совсем неудивителен, как и то, что некоторые находят путь к Православию. Сейчас благодаря интернету информация о Православии широко доступна даже там, куда не ступала нога православного миссионера. И многие открывают для себя нашу веру именно таким образом, а раньше открывали через книги. Движение к Православию идет со стороны самих африканцев. Оно зародилось еще в начале прошлого века, и есть несколько причин, почему Православие находит отклик в сердцах африканцев.

Недавно я приехал из Малави, где мы вместе с митрополитом Зарайским Константином, Патриаршим экзархом Африки, крестили 1000 человек. Там ожидают крещения еще 3000 человек, то есть из 4000 человек, просящихся в Русскую православную церковь, мы приняли четверть, остальные на подходе. Это просто иллюстрация интереса, который имеется у людей. И это уже не те, кто переходил к нам от греков, но другие африканцы, которые никогда ранее не были православными.

У этого интереса к Православию есть свои причины. Во-первых, Православная Церковь – это изначальная Церковь Христа с двухтысячелетней историей. Это не какая-то новая Церковь, возникшая недавно, каких полно в Африке. Так что те, кто ищет изначальную Церковь Христа, естественно, испытывают интерес к Православию.

Во-вторых, это Церковь, которая строго придерживается того учения, которое есть в Библии и которое было в древней Церкви, хранит его без искажений. И это тоже очень важно для африканцев. Потому что западные Церкви, католики и многие протестанты довольно радикально меняют учение Церкви под воздействием принятых сейчас на Западе установок. То, что в Библии названо грехом, они уже грехом не считают, более того, говорят, что это нужно благословлять. Как, например, недавнее решение Папы Римского о благословении гомосексуальных «пар». Для африканцев это совершенно не близко и вызывает большое недоумение и смущение. В Африке многие относятся к Библии всерьез. Они задаются вопросом: если в Библии это названо грехом, то как сейчас наша Церковь может это благословлять?

В Русской Православной Церкви мы не приемлем искажений ни нравственного, ни догматического учения, но твердо придерживаемся того, что было изначально. И это тоже находит симпатии среди многих африканцев, более того, является для них поддерживающей силой. Ведь сейчас на страны Африки оказывают очень большое воздействие США и Западная Европа, пытаясь навязать им извращения вроде ЛГБТ, трансгендеризма и так далее. Это вещи, которые для африканской культуры совершенно неестественны. И, конечно, бесцеремонность, с которой эта западная «повестка» в Африке навязывается, вызывает особое раздражение. Например, в адрес президента Уганды Мусевени, который занимает очень однозначную позицию в отношении неприятия гомосексуализма, используют санкции, угрозы и экономический шантаж. При этом африканцы спрашивают: а что насчет Саудовской Аравии, где за гомосексуализм казнят? Если для вас, американцев, это такие принципиальные вопросы, то почему вы не вводите санкции в отношении Саудовской Аравии? Но им можно, потому что вы зависите от них в плане нефти. А мы, получается, для вас люди второго сорта, слабые люди, в отношении которых вы позволяете то, что не позволяете себе в отношении Саудовской Аравии? Такое лицемерие и двойные стандарты африканцами замечаются и воспринимаются однозначно негативно. Как оскорбление.

И, как ни странно, в давлении Запада на африканские страны и местных лидеров участвуют и западные Церкви, широко представленные на Африканском континенте со времен колониализма. Не так давно, в прошлом году, Англиканская церковь, имеющая центр в Англии, высказала официальное негодование о том, почему Англиканская церковь Уганды не выступила против президента Мусевени из-за его позиции по ЛГБТ. То есть это прямое давление на угандийских англикан по поводу их политической позиции в отношении их национального лидера. Это прямое и беспардонное вмешательство в дела страны. Конечно, такие вещи тоже вызывают большое недоумение, смущение и возмущение.

И вот здесь позиция Русской Православной Церкви, хранящей без искажений учение о браке, семье, понимании пола, – это то, что созвучно сердцам многих африканцев. Консерватизм, выражающийся не только в той теме, которую я упомянул, это еще один важный момент, почему Православие сейчас значимо для африканцев. Именно Русское Православие. Потому что в греческом, к сожалению, в последнее время также наблюдаются негативные тенденции. В качестве примера можно привести рукоположение женщины-африканки в священный сан диакона, совершенное греческим митрополитом Серафимом в Зимбабве пару месяцев назад. Такое попрание традиций и правил Церкви шокировало не только многих африканцев, но и православных верующих по всему миру. А ларчик просто открывался – на митрополита Серафима повлияла феминистская американская организация, выступавшая спонсором его деятельности.

Третья причина – это то, что Православие не связано с такими черными страницами африканской истории, как работорговля и колониализм, с чем связаны фактически все западные Церкви, которые пришли вместе с колонизаторами. Православная Церковь – единственная из крупных Церквей, которая никак здесь не запятнана. Более того, первые африканские лидеры Православной Церкви были также участниками борьбы за освобождение от колониализма. В частности, первый православный епископ Уганды Рувим Спартас отсидел 5 лет в тюрьме, куда англичане бросили его. Первый православный епископ Кении Георгий (Гатуна) 8 лет провел в тюрьме, причем сидел с будущим первым президентом независимой Кении как один из борцов за свободу. Так что Православие в Африке – это часть, в том числе и африканской истории, связанной с борьбой за свободу в новейшее время.

В качестве четвертой причины я бы упомянул в целом благоприятное и доброжелательное отношение к России, к русским. Многие хранят добрую память о том, что Россия сделала для них еще в советское время. Многие знают об огромном вкладе русских в освобождение африканских народов от колониального гнета. И для меня стало приятной неожиданностью увидеть, насколько распространены пророссийские взгляды в Африке. Причем могу засвидетельствовать, что даже в тех странах, где правительство прозападное, на низовом уровне народ с большой симпатией относится к России, к русским, и это тоже, я думаю, способствует их интересу к Русской Православной Церкви.

Пятая причина – отсутствие расизма в нашем отношении к местным. Мы смотрим на них не сверху вниз, а как на братьев и сестер во Христе. Мы смотрим с уважением, как на равных, это не отношения, так сказать, господина и слуги, что, к сожалению, встречалось со стороны греческого епископата Александрийской Православной Церкви. К примеру, греческий епископ Пантелеимон в Конго несколько лет назад позволил себе публично назвать одного из своих африканских священников «черной обезьяной». В Александрии в православной семинарии во время трапезы отдельный стол для черных, а отдельный – для белых (греков). Подобных историй мне довелось услышать немало.

В одной из недавних поездок мы с владыкой Константином встречались с официальными лицами одной из африканских стран. И они, сами неправославные, сказали нам: «Имейте в виду, что у греческой Православной Церкви здесь плохая репутация, и вам хорошо было бы избегать тех ошибок, которые они совершали». И мы действительно стараемся избегать повторения их ошибок. И наши африканцы это видят и ценят. Думаю, поэтому они и не возвращаются к грекам, хотя мы, находясь в начале пути, претерпеваем непростые времена.

Греческие епископы, чтобы объяснить, почему от них ушло так много священников, любят говорить одно и то же: «Просто африканцы продажные, русские поманили их большими деньгами, вот они и предали нас, таких хороших». В этой позиции видна сразу и огромная гордыня, и презрение к собственным африканским верующим. Данные греческие архиереи даже не допускают, что те могут руководствоваться принципиальными соображениями при решении мировоззренческих вопросов. При этом ведь многие епископы и священники Греции тоже очень резко критиковали признание той же самой ПЦУ и заявляли о том, не приемлют этого шага. Но их никто в продажности не обвиняет. Они, получается, могут иметь собственную позицию, основанную на аргументах и принципах, потому что они греки. А вот африканцы, получаются, не могут, они могут только бегать за деньгами.

Данная позиция сама по себе является иллюстрацией того, почему африканцы уходят от греков. С таким-то отношением. И с такой-то ложью. Потому что, вопреки их лжи, это как раз греки повышают зарплаты своим священникам в надежде, что ушедшие вернутся к ним. Те, кто перешел к нам, отнюдь не получают никаких больших материальных благ. Напротив, священники, переходящие в Русскую Церковь, обычно лишаются хороших храмов, в которых они служили ранее (поскольку те принадлежат грекам), и вынуждены служить где придется, порой под открытым небом. Они сталкиваются с очерняющей кампанией в СМИ и соцсетях. А некоторых даже подвергли судебным преследованиям по надуманным предлогам.

Например, на Мадагаскаре греческий митрополит подал в суд на своего бывшего священника, перешедшего к нам, обвинив его в краже богослужебной чаши. Но ее священник ранее купил самостоятельно, что было доказано, а суд оправдал его. Другой случай в Кении, где одного нашего священника и двух прихожанок обвиняют в том, что те один раз вошли в греческий храм – в котором он ранее служил и который находится на территории общины, на земле, не принадлежащей грекам. За это «преступление» представители Александрийской Церкви всерьез просили посадить их в тюрьму. Такие вещи – нервотрепка для бедных священников. Есть много других примеров давления, но, несмотря на все это, священники, монахи и миряне, перешедшие в Русскую Церковь, остаются верны своему выбору. Даже если ради него им приходится чем-то жертвовать.

К слову, в Русскую Церковь перешли не только чернокожие африканские священники, но и белые африканцы, в частности, в ЮАР. Потомки буров. Эти отцы с хорошим образованием и достойной светской работой. Про такие случаи представители Александрийской Церкви предпочитают не упоминать.

Из сказанного ранее может сложиться впечатление, что мы только перетягиваем паству греков в Африке. Это не так. Первая волна обращений действительно была из Александрийской Церкви. Но сейчас уже идет вторая волна – обращается множество африканцев, состоящих в неканонических православных «церквах», которых немало на континенте. Обращаются «епископы» и «священники», порой целыми епархиями, вместе с приходами и мирянами. На подходе третья волна – обращающихся из инославия. Впрочем, и сейчас многие приходят из самых разных верований. Например, 4000 оглашенных в Малави, 1000 из которых уже крестили, никогда ранее не были членами Греческой Церкви или какой-либо еще, называющей себя православной.

Выше все было сказано преимущественно про нашу работу среди африканских верующих. Но еще есть и такое направление, как духовное окормление русских, проживающих в странах Африки. Их не так много, всего на континенте порядка 60 000 русских. Тем не менее их духовным нуждам мы тоже стараемся уделять внимание, и Русская Церковь становится также фактором объединения соотечественников, живущих здесь. Увы, не секрет, что во многих странах зарубежья наши соотечественники очень разобщены, делятся на разные группки, которые враждебно друг к другу относятся, порой из-за какой-то мелочи, случившейся в прошлом. Я убежден, что в нынешних условиях мы не можем позволить себе быть разобщенными. Нужно преодолевать это, сплачиваться. И одной из важных точек сплочения являются и будут в дальнейшем являться храмы Русской Православной Церкви в странах Африки.

В целом государства континента очень положительно воспринимают появление Русской Православной Церкви. Мы не встречаем никакого противодействия со стороны африканцев, противодействие есть только со стороны греков, да и оно только в паре стран. Появление Русской Православной Церкви в Африке – это еще один мост между нашими странами, нашими народами, и причем мост очень прочный, ибо то, что касается мировоззрения, носит для человека фундаментальный характер. Если он поучился или поработал в России, то это очень хорошо, но все-таки не обязательно определяет его мышление. А когда человек делает мировоззренческий выбор в отношении своей веры, ассоциирует себя с Русским Православием, то эта вещь гораздо более серьезная и прочная. Но для меня лично самое главное – возможность спасения людей от ада и приведение их в истинную Церковь Христову. Ради этого я в Африке.

В заключение я хотел пригласить к сотрудничеству всех желающих. Мы готовы к сотрудничеству в самых разных сферах нашей деятельности, включая гуманитарную и просветительскую. Преподобный Макарий Алтайский говорил, что когда миссионеры проповедуют Христа и распространяют истинную веру в другом народе, то за это Бог посылает особую благодать для их собственного народа. Так что наша миссионерская деятельность на другом континенте служит отнюдь не в ущерб, а на благо русскому народу и, в случае успеха, послужит его немеркнущей славе.

Readovka

Поделиться: