Религиозная компонента развития африканских государств в динамично меняющемся мире - Экзархат Африки
RUS | ENG | FRA | SWA | DEU | عرب | Ελλ | PT

Религиозная компонента развития африканских государств в динамично меняющемся мире

28 июля 2023 года на площадке Экономического и гуманитарного форума Россия — Африка в рамках Второго саммита Россия — Африка в Санкт-Петербурге состоялась панельная сессия Патриаршего Экзархата Африки «Религиозная компонента развития африканских государств в динамично меняющемся мире».

С основным докладом выступил Патриарший Экзарх Африки митрополит Клинский Леонид.

1. Религия играет в Африке гораздо большую роль, чем в других частях мира, поскольку в целом африканцы являются наиболее религиозными людьми на планете. Среди них меньше всего неверующих, в то время как число верующих в значительном количестве африканских стран находится на отметке, близкой к ста процентам (результаты социологического исследования опубликованы журналом The Telegraph https://nonews.co/directory/lists/countries/relgiousness). Там сохраняется высокая значимость религии и ее влияние на происходящие в обществе процессы; в том числе на политическое развитие общества. Соответственно, именно религия способна стать основой для установления долгосрочных и глубоких отношений с Африкой.

2. Большинство африканцев исповедует христианство. Причем этот мировоззренческий выбор был сделан представителями континента одними из первых на планете. Египет посетил Сам Христос с Его Пречистой Матерью, а затем апостол Марк основал там великую Церковь, Эфиопия одной из первых приняла христианство на государственном уровне. В истории были значимы и прославлены Церкви Северной Африки и Нубии. Их наследие до сих пор живо и питает нас — современных христиан. А если говорить о Египте и Эфиопии, добавив к ним Эритрею, то там аутентичные африканские Церкви процветают и ныне.

3. Отдельным фактором, сформировавшим религиозный спектр Африки, стало появление на континенте католицизма и протестантизма — западных версий христианства, пришедших с колонизаторами. Впоследствии в Африке появилось немало групп, которые отошли от церквей западного направления и создали свои учения, сочетая элементы христианства и местные традиции. Это отражает стремление африканцев к поиску возможностей исповедовать веру во Христа без связи с Церквами, запятнавшими себя участием в работорговле, поддержке колонизаторов, а также межплеменных конфликтах, таких как, например, геноцид в Руанде. В последние годы разочарование африканцев в западных Церквах усилилось из-за взятого теми курса на отказ от библейского нравственного учения в пользу гомосексуализма, трансгендеризма, феминизма и т.д.

4. Появление Африканского Экзархата Русской Православной Церкви вызвало волну интереса со стороны жителей многих стран континента. Православие отвечает многим стремлениям африканцев, не имея описанных выше проблем западных Церквей, но при этом являясь изначальной, оригинальной Церковью Христа.

5. Греческая Александрийская Православная Церковь имеет древнюю историю присутствия на континенте, однако почти все время она была сосредоточена на окормлении греческого населения африканских стран. Только в ХХ веке начался ее некоторый рост за счет поглощения африканских неканонических групп, уже ассоциировавших себя с Православием. Однако, несмотря на отдельные успехи, в целом Александрийская Церковь не оправдала ожиданий африканцев и разочаровала многих из них, будучи в большей степени сосредоточенной на насаждении так называемого эллинизма и грекофильства и не учитывая самобытность африканских культур в своей пастырской работе.

6. Русская Православная Церковь имеет давнюю историю присутствия в Африке. Как отметил вчера в своем в докладе Святейший Патриарх, еще в XIX веке первые временные русские храмы появлялись на территории Абиссинии, в 1914 году был создан постоянный приход Русской Православной Церкви в Египте, а в 1920-е годы русские приходы появились в Тунисе, Алжире и Марокко. С середины ХХ века наша Церковь свое присутствие в Африке пыталась осуществлять через соработничество с Александрийской Православной Церковью, которое оказалось невозможным после того, как Александрийский Патриарх под давлением антироссийских внешних сил признал украинский раскол и вошел с ним в общение.

7. На наших глазах происходит уникальное историческое событие — взрывной рост последователей Русского Православия на Черном континенте. Всего за полтора года деятельности Патриаршего Экзархата Африки количество африканских приходов Русской Православной Церкви увеличилось с пяти до двухсот, а количество стран, где есть эти приходы, выросло с четырех до двадцати пяти. Подавляющее большинство священников и прихожан составляют африканцы. Именно Русская Православная Церковь может стать и уже становится мостом, соединяющим наши страны и народы и открывающим друг другу самое лучшее в нас.

При этом для Русской Православной Церкви чужды методики так называемого прозелитизма и экспансионизма. Она открывает двери для всех, кто жаждет духовного обновления в рамках православной христианской традиции. В то же время она расположена к сотрудничеству с иными конфессиями и религиозными общинами. У нас обширная повестка для взаимодействия — защита традиционных основ человеческой жизни, морали и нравственности, утверждение религиозных свобод, миротворчество, гуманитарная работа. Мы уже активно сотрудничаем с Коптской и Эфиопской Церквами, с рядом мусульманских структур, с представителями католических и протестантских сообществ, с межрелигиозными и межхристианскими советами многих стран. Уверены, что будет полезен и накопленный нами опыт межрелигиозного взаимодействия с мусульманами и представителями иных религий России и других стран нашей канонической ответственности, и я приветствую находящегося здесь многоуважаемого муфтия Альбира Крганова, главу Духовного собрания мусульман России, который тоже расскажет об этом.

8. Стоит отметить, что в политической жизни Африки не все гладко. Имеют место конфликты, для эскалации которых нередко пытаются использовать религиозный фактор. К сожалению, происходят гонения на христиан в ряде африканских стран. Мир — это то, в чем особенно нуждаются сегодня многие страны и народы, в том числе на Африканском континенте, и Русская Православная Церковь приходит в Африку с вестью о мире, добрососедстве и взаимопонимании.

Патриарший Экзархат Африки

Поделиться:

Все материалы с ключевыми словами

-