О причинах учреждения Русской Православной Церковью Патриаршего Экзархата Африки - Экзархат Африки
RUS | ENG | FRA | SWA | DEU | عرب | Ελλ

О причинах учреждения Русской Православной Церковью Патриаршего Экзархата Африки

В 2018 году принятием ряда антиканонических решений началось вторжение Константинопольского Патриархата на Украину. Оно было инициировано украинской властью и лично Президентом П. Порошенко и сопровождалось постоянными консультациями с представителями Государственного департамента США.

Русская Православная Церковь предпринимала значительные усилия по восстановлению церковного единства на Украине и предотвращению деструктивных действий со стороны Константинополя. Объективная информация о ситуации на Украине доводилась до Священноначалия Константинопольской Церкви и других Поместных Православных Церквей.

31 августа 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лично посетил Стамбул для встречи со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Встреча показала, что, несмотря на свою слабую информированность, сложность и острую политизацию украинского церковного вопроса, Патриарх Варфоломей не готов к диалогу и намерен действовать в поспешном и одностороннем порядке.

Уже 7 сентября 2018 г. Константинополь заявил о назначении своих «экзархов» в Киев. 8 сентября Священный Синод Русской Православной Церкви осудил данное решение, а 14 сентября прекратил молитвенное поминовение за богослужением Патриарха Варфоломея, сослужение с иерархами Константинопольской Церкви и участие во всех комиссиях и структурах, председателями или сопредседателями которых являются ее представители. Синод предупредил о возможном риске разрыва евхаристического общения, возложив полноту ответственности за трагические последствия разделения на Константинопольский Патриархат.

К сожалению, руководство Константинопольского Патриархата не вняло этому предупреждению. 11 октября его Синод заявил об упразднении Патриаршего деяния 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату, предприняв попытку расформировать существующую на Украине каноническую Церковь. Было принято решение об открытии в Киеве «ставропигии» и заявлено о «восстановлении в священных степенях» лидеров украинского раскола. На это Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 15 октября осудил беззаконные действия Константинопольской Церкви и, как того требуют каноны, принял решение расторгнуть с ней евхаристическое общение.

15 декабря 2018 г. при участии Константинопольского Патриархата и под давлением украинских властей состоялось собрание представителей неканонических групп Украины, объявивших о создании новой религиозной деноминации. Украинская Православная Церковь постановлением Собора епископов от 13 ноября отказалась от участия в этом процессе легализации раскола и объявила о расторжении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Синод Украинской Православной Церкви решением от 17 декабря не признал легитимным собрание раскольников и подверг каноническим прещениям двух иерархов Украинской Православной Церкви, принявших участие в этом собрании.

Священный Синод Русской Православной Церкви в своем решении от 28 декабря 2018 г. осудил антиканонический характер вторжения Константинополя, созыва так называемого «объединительного собора» раскольников и создания так называемой ПЦУ («Православной церкви Украины»).

Вмешательство Константинопольского Патриархата повлекло за собой резкое усиление государственного давления на иерархов, клириков и общины канонической Церкви Украины в 2018 — начале 2019 г., с целью заставить их присоединиться к расколу. Массовые обыски в храмах и по месту жительства архиереев и клириков, фиктивные уголовные дела, попытки незаконно ограничить передвижение и даже факты похищения епископов местными спецслужбами имели место в этот период. С целью ослабить единство канонической Церкви на Украине, против неё были приняты дискриминационные законы о порядке так называемых «свободных переходов» религиозных общин, о принудительном переименовании религиозных организаций. Под видом «добровольных переходов» общин в раскол за период президентства П. Порошенко было захвачено или незаконно перерегистрировано до 500 храмов канонической Церкви. Захваты проходили при поддержке местных властей и радикальных националистов, часто сопровождались массовыми избиениями духовенства и прихожан канонической Церкви. Информационная кампания против Церкви, клеветнические и разжигающие межконфессиональную рознь заявления в ее адрес из уст руководства Украины, крупных политиков и чиновников спровоцировали всплеск вандализма в храмах, случаев насилия по отношению к духовенству и верующим.

В условиях гонений на Церковь, продолжавшихся вплоть до окончания президентского срока П. Порошенко, Украинская Православная Церковь явила подлинно христианские мужество и сплоченность. Ее верующие, будучи в большинстве, не отвечали насилием на насилие, но стойко защищали свои общины в рамках законодательства и гражданских прав. Вопреки фиктивным социологическим исследованиям, реальная поддержка канонической Церкви на Украине в последние годы только растет. Нагляднее всего это подтверждают традиционные ежегодные крестные ходы в Киеве на День Крещения Руси: последний из них, в июле этого года, собрал беспрецедентное число — до 350 000 верующих.

Вместе с тем, угроза возобновления гонений по-прежнему остается на Украине актуальной. Вопреки протестам верующих, не пересмотрены дискриминационные законодательные нормы. Не было объективного расследования правонарушений по отношению к пострадавшим церковным общинам, а судебные решения в их пользу по-прежнему саботируются местными властями. Точечные захваты в некоторых западных регионах Украины продолжаются до сего дня. При неблагоприятных политических условиях их число вновь может возрасти, а межконфессиональное противостояние — усилиться.

В то же время со стороны некоторых сил на Западе во главе с США в 2019-2020 годах оказывалось неприкрытое давление на Поместные Православные Церкви, в первую очередь, из греческого мира, чтобы ими были признаны украинские раскольники. В результате соответствующее решение приняли Предстоятели Элладской, Кипрской и Александрийской Православных Церквей. Характерно, что в первых двух случаях опубликованные соборные или синодальные заявления носили подчеркнуто размытый, двусмысленный характер, а в случае с Александрийской Церковью соборного обсуждения украинского вопроса не было вовсе — решение принял единолично Александрийский Патриарх Феодор. Очень скоро началось его общение с украинскими раскольниками.

В ответ Священный Синод Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года подчеркнул, что решение Александрийского Патриарха о признании украинских раскольников противоречит его неоднократным заявлениям в поддержку канонической Украинской Православной Церкви, в том числе сделанным в ходе последнего визита Патриарха Феодора в Украинскую Православную Церковь 27 сентября — 1 октября 2018 года, через три недели после вторжения Константинопольского Патриархата на Украину посредством назначения «экзархов» в Киев.

Синод констатировал невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним. Вместе с тем было решено сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола.

Однако антиканоничное решение и последующие действия Патриарха Феодора так и не встретили критики со стороны епископата Александрийской Церкви, которое своим молчанием их фактически одобрило. С этим не согласилось более сотни священников Александрийской Церкви, которые заявили о нежелании вступать в общение с раскольниками, поскольку это категорически запрещают церковные каноны. Они написали обращения на имя Святейшего Патриарха Кирилла с просьбой принять их в Русскую Православную Церковь.

В течение более чем двух лет в Московском Патриархате ожидали, что Александрийский Патриарх пересмотрит свое решение. Однако вместо этого он продолжил углублять общение с раскольниками. Так 13 августа 2021 года на о. Имврос (Турция) он служил Литургию вместе с Патриархом Варфоломеем, в которой также участвовал лидер украинских раскольников «митрополит» Епифаний Думенко. По окончании церковной службы были демонстративные объятия и теплые приветствия между Патриархом Феодором и Е. Думенко.

24 сентября 2021 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил заместителю председателя Отдела внешних церковных связей архиепископу Владикавказскому и Аланскому Леониду изучить ситуацию с упомянутым обращением африканских священников с просьбой о принятии их в Московский Патриархат и представить предложения.

10 – 15 ноября 2021 года архиепископ Леонид посетил Африку, где в г. Дар-эс-Салам (Танзания) встретился с духовенством Александрийской Православной Церкви, обратившимся в адрес Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата. На встрече присутствовало 24 священника. Каждый из них является координатором духовенства в своей стране. Помимо общей встречи, состоялись переговоры с представителями каждой из стран по отдельности. Последние твердо заявили о своем добровольном переходе в лоно Русской Православной Церкви с единственной целью — спасти свою душу от духовной опасности приобщения к расколу на Украине, с которым вошел в общение Патриарх Александрийский. Также африканское духовенство рассказало о том, что оно подвергается принудительному выселению из мест совершения богослужений и проживания и угрозам лишения сана.

29 декабря 2021 года, заслушав рапорт заместителя председателя ОВЦС архиепископа Леонида, Священный Синод констатировал невозможность дальнейшего отказа африканским священникам, подавшим соответствующие прошения, и постановил «принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви 102 клирика Александрийского Патриархата из восьми стран Африки». Был образован Патриарший Экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главой Патриаршего Экзархата Африки с титулом митрополит «Клинский» был назначен архиепископ Леонид.

Поделиться:

Все материалы с ключевыми словами